воскресенье, 1 марта 2015 г.

Срочно! Премьер министру Украины. Как вывести Украину из экономического кризиса. Отправитель: Ф.Д.Рузвельт.

Политики и экономисты на Украине, видимо, забыли о словах Т.Шевченко "чужому научайтесь и своего не чурайтесь". Ф.Рузвельта ставят в одну шеренгу со Сталиным и Гитлером потому, что он наплевал на основные американские принципы свободы, деморкратии и рыночной экономики ради спасения Америки. Много не пишу, а даю картинки, чтобы понятней было было и правительству. А для начала, тест из учебника экономики и истории для средней школы:
Франклин Делано Рузвельт, (30 января 1882— 12 апреля 1945,32-й президент США (с 1933-1945)четыре раза избирался на президентский пост, В 1931 году, создал в штате администрацию по оказанию помощи семьям безработных, учредил первый в США государственный фонд пособий по безработице, снизил налоги с фермеров.
Книга для внеклассного чтения: http://bungalos.ru/b/ruzvelt_besedy_u_kamina/37

От издательства

Настоящее издание «Бесед у камина» на русском языке может вызвать большой интерес у читателей сегодняшней России.
У специалистов, ученых, политических деятелей возникают вопросы, что может дать опыт преодоления «Великой депрессии» и реализации «Нового курса» для России.
«Беседы у камина», как живой документ того времени помогут в ответе на эти вопросы, особенно тем, кто хочет и стремится к творческому поиску.
До сих пор еще идут споры вокруг методов реализации «Нового курса». Одни утверждают, что они были слишком жесткими, сковывали, дескать, частную инициативу. Другие полагают, что государственное регулирование несло в себе чуть ли не тоталитарные тенденции.
Критики могут вернуться к первоисточнику.
В беседах Рузвельт подчеркивал, что речь шла не о контроле правительства над всем и вся, а о регулировании на основе партнерства, дисциплины демократии, саморегулирования. С одной целью – оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, вводить разумные ограничения в отношении тех, кто стремится получать необоснованные прибыли, защитить потребителей от искусственного взвинчивания цен.
Ключевое выражение: «нам нечего бояться, кроме самого страха», Рузвельт повторял неоднократно, когда речь заходила о последствиях депрессии. Своими действиями президент призывал к преодолению утраты духовных ценностей общества, к пониманию того, что государство – слуга народа и делает все, чтобы не допустить повторения событий, когда страна в период депрессии дошла до роковой черты.
Поэтому он смело шел на эксперименты, искал новые формы (общественные работы, социальное обеспечение, кодексы справедливой конкуренции, контроль над ценами, помощь безработным, фермерам и другие).
Раздел «Вторая мировая война» раскрывает, как зарождалась коалиционная стратегия и коалиционное ведение войны.
Российским ветеранам войны, да и их потомкам, будет интересно прочесть слова Ф. Д. Рузвельта о том, что русские войска уничтожали больше живой силы и техники неприятеля, «чем все остальные Объединенные Нации вместе взятые». Слова, сказанные не один раз.
«Беседы у камина» впервые были опубликованы в России в 1995 году по инициативе профессора Д. Колтера и В. Карпенковой.
В отличие от первого издания, в настоящую публикацию внесены добавления и некоторые изменения, уточняющие перевод текста. К каждой беседе даны краткие комментарии, характеризующие ее особенности и обстановку, в которой она проходила; более подробные примечания; представлены даты жизни Ф. Д. Рузвельта; а так же список основных законов, принятых в 1933–1945 гг.
Данное издание осуществлялось при непосредственном участии директора Фонда изучения США имени Франклина. Д. Рузвельта Московского государственного университета Ю. Н. Рогулева и Дэвида Вулнера – исполнительного директора Института Франклина и Элеоноры Рузвельт (Гайд-парк. США).
Книга «Беседы у камина» выходит в год, когда 70 лет назад Ф. Д. Рузвельт в первый раз стал президентом США и когда 16 ноября 2003 года исполнится 70 лет со дня установления российско-американских дипломатических отношений.
Надеемся на то, что «Беседы у камина» вызовут интерес у российского читателя.
Совет от отца китайского экономического чуда и других неглупых людей:

«Новый курс» Рузвельта

Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс для забытого человека». Как заявлял Ф.Рузвельт:
По всей стране мужчины и женщины, забытые в политической философии правительства, смотрят на нас, ожидая указаний, что им делать, и более справедливого распределения национальных богатств… Я обещаю новый курс для американского народа. Это не просто политическая кампания. Это призыв к оружию.
— Цитируется по публикации в журнале Time от 11 июля 1932 г.[5]
В течение первых ста дней после вступления в должность президент представил конгрессу на утверждение множество законопроектов. Первыми мероприятиями администрации были временное закрытие банков для упорядочивания их деятельности и восстановления доверия к банковской системе, а также организация общественных работ для безработных.

Стабилизация денежной системы

Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведен конфискационный обмен золота на бумажные деньги, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами — так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Не последней мерой президента Рузвельта стала отмена сухого закона, которой положила начало временная легализация изготовления и продажи алкогольных напитков в марте 1933 г. специальным актом, вслед за которым была принята двадцать первая поправка к Конституции США, отменившая ранее принятую восемнадцатую поправку. В результате бюджет получил доходы от новой отрасли законного бизнеса, а президент — дополнительную поддержку избирателей[6].

Реформы в сельском хозяйстве


Уличная водопроводная колонка с ручным насосом, единственный источник питьевой воды в населенном пункте Уайлдер, Теннесси, 1942 г.
Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Administration), которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня 1909—1914 гг.[7] По фиксированным ценам Зерновое бюро скупало излишки продовольствия, выплата фермерской задолженности откладывалась на длительный срок, оплачивалось сокращение посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение). В частности, было уничтожено 40 000 км2 посевов хлопка и 6 млн поросят[8]. Согласно данным института Гэллапа, меры, принятые администрацией по сельскому хозяйству, были чрезвычайно непопулярными[9]. Тем не менее, цены на продовольственные товары оставались ниже уровня 1929 г.[10] В 1935 г. Администрация регулирования сельского хозяйства была ликвидирована. Вместо нее правительство инициировало новую программу, финансировавшую засев сельскохозяйственных угодий люцерной и другими растениями, обогащавшими почву и не предназначенными на продажу. Несмотря на дальнейшие многочисленные изменения, федеральное законодательство, регулирующее сельскохозяйственные работы, действует до сих пор.
Многие сельские жители, особенно на американском Юге, в 1930х годах жили в бедности. Правительственные программы помогали там также строительству школ, дорог, лесопосадкам и расширению лесных угодий, находящихся в федеральной собственности. В частности, в штате Теннесси в 1933 г. администрация Рузвельта организовала финансирование программы строительства дамб с целью предотвращения наводнений, использования водных источников для производства электроэнергии и модернизации беднейших ферм. Пенсионные программы правительства, покрывавшие не только фермеров, но и городскую бедноту, мелких лавочников и торговцев, введенные при президенте Ф.Рузвельте, действуют до сих пор и поддерживаются как либеральными, так и консервативными конгрессменами[11].

Борьба с безработицей


От двух до трех миллионов безработных было нанято для выполнения общественных работ, организованных правительством. Плакат 1935 г.
В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимались экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Особую роль играла организация работ для молодежи. Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. Вначале общественные работы организовали только для мужчин, которых считали кормильцами их семей. Во многих штатах закон запрещал занимать административные должности одновременно мужу и жене, и это правило было распространено также на работы для безработных[12]. Лишь к 1935 г. правительственные программы начали помогать и женщинам-одиночкам, самостоятельно ведущим свои хозяйства[13]. Женщин в основном нанимали на швейные работы для нужд госпиталей и благотворительных организаций.

Администрация восстановления промышленности


«Голубой орел», символ восстановления промышленности, использовавшийся Администрацией восстановления промышленности (National Recovery Administration, NRA) и предпринимателями, которые с ней сотрудничали.
Согласно закону о восстановлении промышленности, было создано специальное правительственное агентство, Администрация восстановления промышленности, задачей которой была борьба с недобросовестной конкуренцией и нездоровыми отношениями между бизнесом и работниками. При посредничестве этого агентства предприниматели каждой отрасли хозяйства заключали между собой «кодексы честной конкуренции». Они договаривались на равных условиях об основах предпринимательской деятельности (о единых ценах, фиксированном объеме производства, заработной плате, рынках сбыта и т. д.). Вскоре подобная система охватила около 95 % предприятий США. Предприниматель не мог получать конкурентные преимущества за счет ухудшения положения работников (снижать зарплату, увеличивать нормы выработки, удлинять рабочий день). Закон также предусматривал разрешение конфликтов между трудом и капиталом, в соответствии с ним осуществлялась практика введения коллективных договоров. Деятельность Администрации восстановления промышленности способствовала также сокращению рабочего дня и запрещению детского труда. По мнению президента Рузвельта, эти меры должны были способствовать повышению занятости взрослого населения[14].
В результате принятых правительством мер, за первый год «Нового курса» совокупный объем производства в США увеличился на 45 %.[15] Однако в мае 1935 г. деятельность Администрации восстановления промышленности была признана неконституционной и запрещена решением Верховного суда. По мнению американского экономиста Ричарда Эблинга, эта мера предотвратила окончательное превращение американской экономической системы в плановую, а государства — в корпоративное[16]. Губернатор Луизианы Хьюи Лонг заявлял: «Я поднял свою руку в поддержку Верховного суда, который спас эту нацию от фашизма»[17].
Тем не менее, уже в июне 1935 г. был принят закон о трудовых отношениях («акт Вагнера»), еще более расширивший права профсоюзов, а место прежней Администрации восстановления промышленности заняло новое агентство, Национальное управление по трудовым отношениям.

Законы о труде


Чтобы обеспечить заказами людей искусства, федеральное правительство финансировало декорирование зданий и сооружений. Так художник Уильям Гроппер создал настенное панно «Конструкция дамбы» (1939 г.), украсившее одно из административных зданий. Оно характерно для американского «производственного стиля» 1930х годов и изображает рабочих в героических позах, занятых на осуществлении крупного правительственного проекта.
В то время большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем, рассматривались судами на основе общих принципов обязательственного права, не учитывающих фактическое социально-экономическое неравенства сторон в договоре. Законом Норриса-Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.
Принятый в 1935 г. закон Вагнера стал важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха); признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым отношениям. Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5 000 долл., или тюремному заключению до одного года, или одновременно обоим видам наказания.

Занятость в производственных отраслях США с 1920 по 1940 гг.[18]
К 1937 г. занятость в частном секторе США восстановилась до уровня конца 1920х годов, но ее дальнейший рост приостановился до начала второй мировой войны.

Пенсионные фонды

В 1935 г. при активной поддержке Эвелина Бернса был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определённому цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии «…если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не превысит 3 000 долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 от суммы его вышеупомянутого общего заработка…» Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1 % с последующим повышением налога на 0,5 % через каждые следующие три года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налоговым обложениям вводился налог в размере 1 % общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5 %. В 1938 г. был принят закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

Жилищное строительство

Были приняты меры для стимулирования жилищного строительства[19]. Для этого были созданы два новых органа: Федеральная домовая администрация (Federal Housing Administration) и Корпорация домовладельцев-заемщиков (Home Owners' Loan Corporation). Первая устанавливала единые государственные стандарты жилищного строительства, а последняя стимулировала ипотечное кредитование. В результате сроки выплаты займов по ипотеке выросли от 5-10 до 30 лет, а количество американцев, владевших собственным жильем — от 40 % до 66 % населения (через сорок лет, когда займы были выплачены)[19].

Положение афроамериканцев


Хижина сельскохозяйственных рабочих в Техасе (гувервилль)
Афроамериканцы кроме проблем, связанных с экономическим кризисом, были вынуждены иметь дело также с расизмом американского общества, дискриминацией по расовому признаку и расовой сегрегацией. Многие политические лидеры, включая супругу президента Рузвельта, Элеонору Рузвельт, пытались распространить на них действие правительственных программ помощи бедным[20]. Сам президент Рузвельт набрал на второстепенные позиции в своем кабинете столько цветных граждан, что их называли «черным кабинетом». Он также старался заручиться поддержкой политических организаций афроамериканцев, особенно в Чикаго, и уже к 1936 г. последние изменили свою ориентацию на республиканскую партию и начали поддерживать демократов. С тех пор между чернокожими американцами и демократической партией был заключен политический альянс, существующий до настоящего времени[21].
Тем не менее, в то время об отмене расовой сегрегации или законов Джима Кроу в южных штатах речи не шло, и как экономическая, так и политическая поддержка афроамериканцам была значительно скромнее, чем белым, а пенсионные программы на них не распространялись совсем[22].

Рецессия 1937 года

Во время второго президентского срока Франклина Рузвельта его администрация оказалась в трудном положении из-за нового экономического кризиса, который разразился осенью 1937 г. и продолжался весь 1938 г. Производство, прибыли и занятость снова резко упали. Безработица подскочила от 14,3 % в 1937 г. до 19,0 % в 1938 г. Одни политики винили в этом «Новый курс», атаки его сторонников на бизнес[23] и забастовки, организованные Конгрессом производственных профсоюзов и Американской федерацией труда, а другие — попытки свернуть дорогостоящие правительственные программы регулирования экономики[24]. Президент Рузвельт подозревал крупный бизнес в саботаже и заговоре против его политики и даже поручил ФБР провести соответствующее расследование, но ФБР не обнаружило никакого заговора[25]. Тогда Рузвельт объявил, что причиной кризиса является монополизация экономики, а его сторонники обвиняли в экономических трудностях Генри Форда и других самых богатых людей Америки («Шестьдесят семейств»), называя их промышленной олигархией, доминирующей в США и стремящейся создать «фашистскую Америку большого бизнеса, Америку порабощенную»[25]. Для контроля над крупным бизнесом в Министерстве юстиции был создан специальный департамент, но к началу Второй мировой войны, когда возникла необходимость в размещении военных заказов в крупной промышленности, его деятельность была свернута.
Для обуздания кризиса президент Рузвельт отказался от попыток сбалансировать бюджет и в 1938 г. инициировал новые правительственные программы на общую сумму 5 миллиардов долларов[26]. Для покрытия бюджетного дефицита налоги продолжали расти. В то же время антимонопольная политика правительства была свернута, а Конгресс производственных профсоюзов и Американская федерация труда после 1938 г. боролись не столько против работодателей, сколько против друг друга[27].

Ревизия «Нового курса»

Правая пресса и консерваторы упрекали Рузвельта в насаждении социализма. Сам президент считал, что он спас капитализм и предотвратил социальные потрясения. По мере выхода из кризиса, корпорации, главным образом через Верховный суд, стали добиваться (и не без успеха) отмены законодательства «Нового курса». В целях смягчения будущих кризисных явлений стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые главным образом с помощью финансово-экономических средств. «Новый курс» Рузвельта проводился по рецептам Дж. М. Кейнса. /Википедия/
Правительство Ф.Д. Рузвельта Франклин Делано Рузвельт, (30 января 1882— 12 апрел
Последствия кризиса В период Великой депрессии банкиры стали настолько непопуляр
Причины кризиса: -циклический спад-перевооружение отраслей-стремление монополий«Новый Курс» бесплатные обеды«Новый Курс» Мероприятия:-гос.регулирование экономики-регулирование с/х-регулиро«Новый Курс» Мероприятия:-программа помощи безработным-Трудовое законодательствоИтоги «Нового Курса» Обеспечение социального мира-повышение уровня доходов-концеhttp://ppt4web.ru/ehkonomika/mirovojj-ehkonomicheskijj-krizis-novyjj-kurs-ruzvelta.html
В 1932 г. президентом США становится Ф. Д. Рузвельт, который начинает проводить экономическую политику выхода из кризиса и дальнейшего развития национальной экономики. Это программа получила название "нового курса" Ф. Д. Рузвельта. "Новый курс" Ф. Д. Рузвельта является одной из самых известных, результативных и успешных экономических реформ, охвативших все сферы экономики и систему социальных отношений.
Теоретической основой экономической политики Ф. Д. Рузвельта являлась концепция Дж. М. Кейса (1883-1946) о необходимости государственного регулирования экономики и конкретных инструментах государственного регулирования. В основе всей экономической политики Ф. Д. Рузвельта лежал тезис о том, что важнейшим стимулом экономической стабилизации экономики является рост совокупного спроса, в том числе государственных расходов. В соответствии с этим была изменена концепция бюджетной политики. Правительство сознательно пошло на дефицитное финансирование - на превышение расходов государственного бюджета над доходами.
Для реализации этой экономической политики и координации ее мероприятий была создана специальная организация - "Национальная администрация по восстановлению промышленности" (NIRA, National Industrial Recoverg), во главе которой стоял совет из крупнейших экономистов и промышленников.
Направления экономической политики "нового курса" включали в систему государственного регулирования практически все основные сферы хозяйственной жизни.
Укрепление финансовой и банковской систем. Необходимо было приостановить развал банковской системы - "кровеносной системы экономики", - без которой ни одна отрасль экономики не могла нормально функционировать. Был принят Чрезвычайный закон о банках, который предоставил президенту широкие полномочия. С целью анализа существующей банковской системы 6 марта 1933 г. в стране были закрыты все банки, которые в дальнейшем были разделены на 3 группы (рис. 19).
Три группы банков
Рис 19  После анализа финансовых возможностей банков 15 марта 1933 г. были открыты финансовые учреждения, признанные "здоровыми". В результате при сокращении количества банков значительно возросли концентрация в банковской системе и кредитные ресурсы банков. Число банков сократилось на 15% (2 тыс. банков не получили разрешение на открытие), но объем их активов возрос на 37%. Это привело к росту масштабов кредитования промышленных предприятий, что было очень важно в условиях экономического кризиса. Все банки страны были разделены на две группы - депозитные и инвестиционные. Введена система государственного страхования вкладов. Полное страхование было гарантировано депозитам на сумму до 10 ООО долл., что в наибольшей степени устраивало широкие слои населения. Введение государственного страхования вкладов укрепило доверие населения к банкам, остановило отток денежных средств и привело к росту притока в банки свободных денег.
В этот же период в практику денежного регулирования была введена норма обязательного резерва - инструмент регулирования денежной массы, активно применяемый центральными банками различных стран и в современных условиях.
Девальвация доллара. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения возможностей государственного регулирования золото было изъято из свободного обращения, отменен золотой стандарт, запрещен вывоз золота за границу и проведена девальвация золота. В январе 1934 г. его золотое содержание снизилось на 41%. Если в 1932 г. унция золота стоила 20,67 долл., то в январе 1934 г. официальная цена была установлена в 35 долл. за унцию. Девальвации доллара предшествовала крупномасштабная закупка золота на сумму 187,8 млрд долл. по ценам, которые превышали курс золота по отношению к доллару.
Девальвация доллара, изъятие монетного золота из обращения, доступное кредитование способствовали росту цен и создавали инфляционный механизм развития экономики. Девальвация доллара обеспечила перераспределение доходов в пользу промышленного, а не финансового капитала, что стимулировало промышленный рост. Уменьшилась задолженность монополий, возросли экспортные возможности США.
Стимулирование промышленного роста на основе принятого в июне 1933 г. Закона о восстановлении национальной промышленности. Для реализации этого направления экономической политики была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители крупнейших концернов, деятели американской федерации труда и экономисты.
Среди мер, способствовавших оживлению экономики и выходу ее из кризиса, основное внимание уделялось кодексам честной конкуренции. Президент страны призвал предпринимателей, работающих в одной отрасли, в тяжелое время банкротств и массового закрытия предприятий на время отказаться от конкуренции. Предпринимателям было предложено сесть за стол переговоров, добровольно определить совместную согласованную политику по всем важнейшим направлениям производства и подписать "мирные договоры" - кодексы честной конкуренции. Согласованная политика предпринимателей давала необходимую передышку в конкурентной борьбе.
Ассоциация предпринимателей разделила всю промышленность на 17 групп, каждая из которых должна была разработать кодекс применительно к данной группе. Кодексы честной конкуренции предусматривали соглашение предпринимателей в рамках одной группы по основным направлениям деятельности предприятий: объемам производства, уровням цен, применению однотипных технологических процессов, распределению рынков сбыта, величине рабочего дня, условиям найма, величине заработной платы и т. д. Кроме того, эти кодексы, регулируя объем производства, обеспечивали соответствие его масштабов емкости внутреннего рынка - платежеспособного покупательского спроса.
В каждом кодексе обязательно определялись условия занятости, исключалась дискриминация при приеме на работу членов профсоюзов, определялась максимально допустимая продолжительность рабочей недели и величина минимальной недельной заработной платы (12-15 долл.). Во всех отраслях промышленности было сформировано и подписано более 400 кодексов, которые распространялись более чем на 90% американской промышленности и торговли.
Одновременно на два года было приостановлено действие антитрестовского законодательства, что стимулировало рост концентрации и централизации производства.
Борьба с безработицей. Уровень безработицы в США был очень высокий, в 1933 г. работу потеряли 16,9 млн человек, фонд заработной платы сократился на 60%, только 10% населения были полностью заняты. Существующие в этот период бюро занятости не могли дать людям работу.
Потерявшие работу и доход теряли возможность выплачивать кредиты за дома и квартиры. В результате потерявшие жилье вынуждены были селиться в пригородах, строя себе убежища из "подручных средств", и вокруг крупных городов стали образовываться так называемые гуверские городки ("гувервили"), жители которых перешли на местный натуральный обмен и практически не пользовались деньгами.
Для борьбы с безработицей была создана Администрация по оказанию чрезвычайной помощи безработным. На борьбу с безработицей в США в этот период было выделено около 4 млрд долл. из средств государственного бюджета.
Государственная политика занятости имеет два направления:
- политика пассивная, ориентированная на поддержание жизненного уровня безработных, - пособия по безработице и помощь в натуральной форме (оказание бесплатных услуг, выделение продуктов, одежды и т. д.);
- политика активная - создание рабочих мест, обеспечение работой (в современных условиях - переобучение и переподготовка) и т. д.
Для сокращения безработицы Ф. Д. Рузвельт избрал активную политику занятости - формирование новых рабочих мест за счет средств государственного бюджета.
В рамках "нового курса" Ф. Д. Рузвельта и в соответствии с активной политикой занятости была сформирована система общественных работ, на которые привлекались безработные. За период с 1933 по 1939 г. на общественных работах было занято около 4 млн человек. Особенностью политики занятости в этот период было то, что рабочие места создавались в тех отраслях, которые "вытягивали" другие смежные отрасли на основе действия эффекта мультипликатора - в строительстве автомобильных и железных дорог, мостов, каналов, плотин, объектов инфраструктуры и т. п. Создавались специальные трудовые лагеря для безработной молодежи в возрасте 18-25 лет, которой были гарантированы работа и заработная плата. В результате проведения такой политики был обеспечен не только рост занятости и доходов, но и созданы стимулы для экономического роста.
Преодоление сельскохозяйственного кризиса. Цены на сельскохозяйственную продукцию в период кризиса снизились на 58%, и этот уровень цен не позволял фермерам получать прибыль и возмещать издержки производства. Цены на зерно делали более выгодным его использование не в качестве продукта питания, а в качестве топлива. За годы кризиса разорились около 18% фермеров, имущество которых было распродано из-за неуплаты долгов и налогов. Фермеры лишались собственной земли. В городах люди голодали, а фермеры вынуждены были уничтожать урожай - сжигали пшеницу, выливали молоко, пахотные земли заливали керосином и запахивали, что приводило к сокращению предложения сельскохозяйственной продукции.
Для оказания помощи фермерам были предприняты неотложные меры. В 1933 г. был принят Закон о регулировании сельского хозяйства, реализацией которого занималась Администрация регулирования сельского хозяйства. Закон о регулировании сельского хозяйства предусматривал государственное регулирование цен. Цены на сельскохозяйственную продукцию были повышены.
Фермерам предлагались компенсации и премии за сокращение посевных площадей и объемов производства. В результате было запахано и выведено из хозяйственного оборота 10 млн акров хлопковых полей, 1 /4 посевов других культур была уничтожена, было забито около 30 млн голов крупного рогатого скота и свиней. В 1934 г. на 25% был сокращен сбор хлопка, на 40% - кукурузы. В результате принятых мер удалось сдержать падение цен на сельскохозяйственную продукцию и улучшить положение фермеров. Повышение уровня цен было важно также для ликвидации "ножниц цен" - соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, в первую очередь на сельскохозяйственную технику.
Был введен мораторий на банковские задолженности фермеров. Государство стало финансировать задолженности фермеров, которые к 1933 г. составили 12 млрд долл. Было проведено рефинансирование долгов фермеров, уменьшены проценты по ипотечной задолженности и возросли сроки погашения долгов. В целом с помощью государства долги фермеров были сокращены на 37%. Правительство обеспечило рост фермерских кредитов за счет обновленных банков. За период 1933-1935 гг. фермеры получили кредитов на сумму более 2 млрд долл.
Антикризисную аграрную политику государства завершил Закон 1936 г., который призвал к проведению концепции "всегда нормальной житницы". В преддверии Второй мировой войны правительство США обеспечивало поддержание цен не уничтожением излишков сельскохозяйственной продукции, а ее сохранением. Государство оплачивало фермерам зачастую еще не произведенную и не проданную продукцию.
Регулирование социальных отношений. При Ф. Д. Рузвельте были заложены основы системы социального обеспечения. В 1935 г. был принят Закон о социальном обеспечении, в соответствии с которым было введено страхование по старости (пенсионное обеспечение) и безработице (пособия по безработице). Федеральный фонд пенсионного обеспечения формировался из двух источников: за счет налога на предпринимателей и налога на рабочих и служащих в размере 1% от заработной платы. Нормы пенсионного обеспечения были едины на всей территории страны. Вместе с тем, если пенсионное обеспечение было гарантировано всем работающим, то пособия по безработице могли получать только лишь рабочие крупных промышленных компаний. Рабочие и служащие торговли, сферы обслуживания не входили в систему страхования по безработице. Этот закон также давал рабочим право на проведение забастовок.
Закон Вагнера, принятый в 1935 г., вводил регулирование условий труда и взаимоотношений между предпринимателями и профсоюзами. В соответствии с ним рабочие получили право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров с администрацией. Предпринимателям запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций, проводить дискриминацию членов профсоюзов, отказываться от участия в коллективных переговорах и т. п., а суды должны были рассматривать жалобы профсоюзов.
Была проведена регламентация заработной платы и рабочего времени (Закон о справедливой регламентации труда). Установлена минимальная заработная плата - 25 центов в час - с повышением ее до 40 центов в последующие семь лет. Максимальная рабочая неделя была установлена в 44 часа с последующим ее сокращением в течение 3 лет до 40 часов.http://studme.org/12610515/politekonomiya/novyy_kurs_ruzvelta

Комментариев нет:

Отправить комментарий