четверг, 19 февраля 2015 г.

Масленица как языческий праздник: дела прошлые?


МАСЛЕНИЦА!!!

В сковородке мой блинок
С боку на бок скок-поскок.
Свеженький, румяный,
Ровный, без изъяна!
Приглашу друзей к столу
Блинчики поставлю,
Чай горяченький налью
И подам сметаны!
*****
Ешьте вволю, не стесняйтесь,
Блинчиками наслаждайтесь.
Масленица к нам пришла,
Счастье, радость принесла! 
 Зинаида Мостовая




С Масленицей (с 16 по 22 февраля) обычно ассоциируются вкусные домашние блины, проводы зимы и веселые народные гулянья. Однако далеко не многие знают, как зародилась традиция провожать зиму и как отмечали праздник наши предки.

Языческие корни праздника

Масленица имеет языческие корни, но под влиянием православной церкви праздник несколько изменил свой "формат". Сейчас это своего рода подготовительная неделя к Великому посту, который продлится до самой Пасхи. Христианским смыслом недельного праздника являются примирение с ближними, прощение друг другу всех обид и подготовка к покаянному пути. Однако около 2000 лет назад славяне поклонялись богу Солнца – Ярилу, и, благодарные за то, что весной солнце с каждым днем светило ярче и пригревало сильнее, люди начали печь круглые пресные лепешки, символизировавшие солнце.

Масленица как языческий праздник: дела прошлые?

Первый общеизвестный факт – Масленица, Масленичная неделя является наиболее праздничным временем широких празднований и гуляний, в православном календаре предшествующим началу Великого поста. Второй общеизвестный факт – в своей исторической и во многом в обрядовой основе Масленица является древним языческим праздником. Так что в данном случае наблюдается один из примеров объединения языческих и христианских элементов. Причём, по мнению неоязычников, это свидетельствует о слабости и искусственности христианства, а по мнению православных – напротив, о силе их религии.
Как ни крути, а языческие корни выглядывают
Языческая основа празднования Масленицы уже давно не является секретом не только для специалистов, но и для подавляющего большинства простого населения. Так что попытки современных язычников представить это как грандиозное открытие выглядят как минимум неуместными. Действительно, Масленица имеет как минимум три языческих пласта. Во-первых, корни этого праздника явно лежат в традиционно важном для язычников дне весеннего равноденствия, наступающего 21 марта (до принятия христианства праздник отмечался именно в этот день). Фактически это был языческий новый год, когда наступало окончание зимы, день становился равен ночи и отныне в свои права вступала Весна. С этого момента начинался новый отсчёт традиционного жизненного цикла, поэтому и весьма символичным было уничтожение накопившихся за Зиму старых вещей и самого чучела Масленицы.
Во-вторых, этот праздник имел также и такой важный аспект, как воспевания природных сил плодородия. Жизнь возрождалась и теперь люди вступали в новую пору, когда от их труда и от расположения единых с природными силами богов зависело, будет ли богатым урожай, который обеспечит пропитание. Поэтому особый акцент на элементах плодородия, на воспроизводстве, на брачных отношениях и на идее умирающего осенью и воскресающего весной божественного начала был главным элементом Масленицы.
В-третьих, довольно существенным было влияние поминальной части праздника. Вопреки сложившемуся сегодня впечатлению, обильные угощения и пиры на Масленицу изначально не были признаком праздничных гуляний, это были поминальные тризны, на которых вспоминались умершие предки и родственники, которые именно таким образом должны были получить в загробном мире особые подношения и помощь.
В настоящее время принято считать, что традиционные масленичные блины являются остатком языческого культа солнечного божества, что блин - это символ Солнца, с этого дня, возрастающего в своих силах. Однако многие учёные утверждают, что блины на Масленицу это сохранившийся элемент языческого поминального обряда, а не солярный символ.
Какова Масленица сегодня
масленица как языческий праздникИтак, языческое происхождение Масленицы как праздника ни у кого не вызывает сомнений. Вот только интерпретации этого факта и того обстоятельства, что праздник этот сохранился до наших дней и при этом стал частью христианских традиций, есть совершенно разные. Противоположные мнения, как и следовало ожидать, у современных сторонников язычества и у представителей Православия. Новые язычники заявляют, что наличие языческих по своему происхождению праздников в христианской традиции наглядно говорит о том, что даже за тысячелетие христианство не смогло победить исконные народные традиции и саму структуру народного сознания. Следовательно, христианство лишь формально одержало верх, на самом же деле оно слишком слабо и не имеет настоящих глубоких корней, поэтому и вынуждено подстраиваться под языческое сознание, сохраняя языческие праздники и лишь придавая им поверхностный православный вид.
Кардинально иной взгляд на Масленицу и иные традиционные праздники у ПравославнойЦеркви. Признавая изначально языческий характер праздника, христиане обращают внимание на то, что это осознанная политика – сохранения части традиций при изменении их характера на христианский. Обращается внимание на то, что это было сделано с исключительной рациональной точки зрения: вместо того, чтобы развязывать излишнюю конфронтацию с новообращёнными в христианство язычниками, для которых многие праздники были связью с родной землёй и предками, Церковь приспосабливала их к собственным правилам. При этом изгонялись наиболее одиозные языческие ритуалы – нужно помнить, что язычество вплоть до пришествия христианства в разных масштабах практиковало кровавые обряды, в том числе и с человеческими жертвами.
Те же элементы языческих традиций, которые носили более или менее позитивный характер, трансформировались в христианском ключе.
Что касается Масленицы, то масленичная (сырная) неделя была перенесена в преддверие Великого поста – тем самым верующим было дано время, свободное от обычных ограничений, во время которого они могли бы подготовиться к долгому воздержанию как телесно, так и духовно, а так же примириться со всеми, с кем были в ссоре. Церковь осуждает чрезмерные увеселения на Масленицу, но считает их меньшим злом по сравнению с действительно осознанными языческими культовыми действиями, о которых подавляющее большинство отмечающих этот праздник в настоящее время не знают и не задумываются.
Александр Бабицкий http://www.chuchotezvous.ru/civilizations/461/page-4.html"Я к Вам пишу..."
Масленица

Зима нам снова подфартила…
Блины мы испечем сейчас.
Во все дворы к нам заходила,
Вдруг выставляясь напоказ.

Сказать – брела? Да нет же, мчалась,
Сказать – скромна? Да нет, она -
Собой пред нами красовалась,
По всей округе расцвела.

Кругом и санки, смех, веселье,
Дождались мы ее в тот час,
Блины печем, как в новоселье,
И каждый год, и каждый раз.

Из теста струйкой разукрасим,
Сплетем, как снежны кружева,
Их подрумяним и подсластим,
Но смажем маслицем сперва.

Сметану горкой, угощенья -
Поставим щедро на столе,
Гостей мы ждем, в знак одобренья –
Нам будет праздник в феврале.

Не пожалеем медовухи,
Пригубим хмели с ней чуть-чуть,
И пусть несутся резво слухи,
Но мы споем… не как-нибудь.

Ну, про кого же речь ведется?
Вы догадалися? Она…
К нам снова Масленица рвется,
Всем угощение – сполна.

Неделю будем веселиться,
К родне с блинами все пойдем,
К себе зовем «уединиться»,
Поговорим, да и споем.

Попьем чайку, разбавим медом,
Наполним чашечку икрой,
Пусть в пляс идет зима с народом,
Мы примем праздник на постой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий